Тайм-коды

00:45–03:00

Сложные аспекты работы онколога

Почему онкология считается самой мрачной отраслью — и как с этим быть врачам-онкологам. Как разговаривать со своими пациентами, оказывать им поддержку и почему важно это делать.

03:01-11:17

Онкология и стресс

Как физиология и гормоны влияют на организм ? Реакция «Бей или беги» на фоне заболевания. Учимся помогать пациенту на разных этапах стресса.

11:18-25:20

Стрессоустойчивость

Управляем стрессом через физические нагрузки, общение с людьми и расширение зоны комфорта. Боремся с привычкой, которая мешает развитию новых навыков. Стоит ли подталкивать пациента к какому-то решению?

25:21-30:11

Минутка саморефлексии

Отвечаем на вопросы пирамиды Дилтса. чтобы понять, как развиваться в профессии.

30:12-42:28

Внутренняя картина болезни

Что это такое и почему врачам важно её понимать. Как возраст и опыт пациента влияет на внутреннюю картину болезни. Как работать с пациентами в зависимости от возраста.

42:29-49:33

Типы реагирования на болезнь

Разбираемся, от чего зависит поведение пациента и как на него реагировать. Пациенты — как ети? Как обсуждать с ними сложные вопросы.

49:34-01:06:33

Как общаться с разными пациентами

С агрессивными, тревожными пациентами — и теми, кто хочет знать правду. Техники и советы по общению для врача-онколога. Стоп-слова, правильная поддержка и назначение антидепрессантов.

01:06:34-01:18:16

Сопереживаем себе и пациентам

Врачи-священники. Что такое викарная травма? Почему всем нам нужно научиться жить с неопределенностью. Фразы, которые стоит и не стоить говорить пациентам.

01:18:17-01:27:40

Пирамида Маслоу для пациента и врача

Учимся и учим радоваться: почему важно стать примером для пациента. Книги и ресурсы для общения с пациентами.

На работе врачам-онкологам приходится разговаривать с пациентами на сложные темы. Клинический психолог Анна Кан советует медикам развивать коммуникативную компетенцию — с этим навыком общение и поддержка даются проще.

Коммуникативная компетенция врача-онколога — это умение выстраивать доверительные отношения с пациентами. Высокая коммуникативная компетенция позволяет специалисту обеспечивать четкое и понятное взаимодействие с подопечными, эффективно передавать информацию о диагнозе, лечении и поддержке в сложных ситуациях.

Как пациент переживает стресс

Когда человек узнает об опасном для жизни диагнозе, он испытывает стресс на физиологическом уровне и иногда даже отрицает диагноз. Врачу важно быть понимающим и создавать безопасные условия, чтобы пациент свободно переживал эмоции. При этом самому доктору тоже нужно развивать стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость врача — умение эффективно управлять сложными клиническими ситуациями, сохраняя спокойствие и четкость мышления. Это способность оставаться концентрированным и действовать решительно даже в экстремальных ситуациях. Врачи с высокой стрессоустойчивостью лучше контролируют эмоции, поддерживают собственное физическое и эмоциональное благополучие. За счет чего растет качество медицинского обслуживания и удовлетворенность пациентов.

Общение с пациентом

Для того чтобы коммуникация приносила результаты и для врача, и для пациента, придерживайтесь следующих правил:

  • Избегайте подталкивания к принятию решения.
  • Используйте элементы коучинга, например пирамиду Дилтса.
  • Помогите человеку сформировать внутреннюю картину болезни.
  • Учитывайте возраст — он влияет на отношение к диагнозу и лечению.
  • Научитесь нивелировать агрессию.
  • Придерживайтесь клиентоориентированного подхода.

Как реагировать на тяжелое состояние

Из-за специфики профессии врачи подвержены викарной травме — стрессовой реакции, которая возникает, если человек постоянно сталкивается с болью и переживанием других. Чтобы ее избежать, проявляйте эмпатию, но при этом реагируйте как медик. Это означает, что важно научиться разграничивать эмоциональное состояние и профессиональное обязательство перед пациентом.

Поддержка коллег и обратная связь, а также системы поддержки здоровья и благополучия на рабочем месте играют важную роль в предотвращении викарной травмы у медицинских работников.

Фразы, которые не стоит говорить пациенту

  1. «Я вас понимаю»
  2. «Не бойтесь, все будет хорошо»
  3. «Есть заболевания похуже»

Фразы, которые помогают

  1. «Плакать — это нормально»
  2. «Бояться — это нормально»
  3. «Мы с вами рядом и будем рядом, как бы не менялась ситуация»

Узнайте больше в видеоподкасте «Сложные аспекты работы онколога» от психолога Анны Кан.

Смотрите также

786221/web/gen/03.24/0

Оцените материал: 
Средняя оценка: 4.6 (5 оценок)
Видео